Владислав КРАПИВИН
Фрегат "Звенящий"
Контакты:
+79265639492    teakmaster@ya.ru
Skype TeakMaster
Рангоут

Знаете ли, что означает слово РАНГОУТ? спросил Яков Платонович, когда друзья собрались в его "каюте".
Все молчали.
В переводе на русский язык это "круглое дерево". Вспомните: "шпан-гоут" "деревянное ребро". А здесь "ран-гоут" "дерево-кругляк".
Потому что рангоут делается из круглых стволов деревьев, да? сообразил Слава Воробьев.
"Сразу видно, что отличник", подумал Вася Лис.
Да. И название это сохранилось до наших дней, хотя мачты, реи и другие детали рангоута теперь далеко не всегда деревянные. На больших парусных судах они обычно делаются из металлических труб. Такой рангоут прочнее, легче, да и деревья губить не приходится. Да и где найдешь таких лесных великанов ? У большой мачты диаметр нижней части бывает больше метра, а высота несколько десятков метров...
А что такое диаметр? спросил Антон.
Ширина в поперечнике, нетерпеливо сказал Слава.
Яков Платонович продолжал:
К тому же, ствол должен быть абсолютно прямой... Он глянул на Синтаксиса, который точил когти о ножку стола. Имей ввиду, дорогой, по нынешним железным мачтам котам лазать неудобно...
Но у нас-то на "Звенящем" рангоут будет деревянный? спросил Вася.
Да. Где мы на острове возьмем трубы? Придется искать и рубить прямые сосны. Раньше их так и называли "корабельные"... Но сначала послушайте об устройстве рангоута.
Рангоут бывает неподвижный и подвижный. Неподвижный это прежде всего мачты. Они крепко стоят на корабле. А еще вот эта штука. Яков Платонович длинной линейкой дотянулся до модели "Меридиана". Видите, как бы еще одна маленькая мачта, только лежачая, смотрит с носа вперед. Это БУШПРИТ. Раньше писали и говорили "бугшприт", но потом буква "г" из слова сбежала...
А вот эти поперечины на мачтах РЕИ. Кстати, в единственном числе правильнее говорить "рей", а не "рея".
Реи вместе с парусами поворачиваются вокруг мачт. Значит, они относятся к подвижному рангоуту. К нему же относятся вот эти детали, похожие на длинные прямые ветви, растущие мачты. Они, как и реи, поворачиваются вместе с парусами.
Подождите, давайте нарисуем! забеспокоился Слава. И у себя в тетради быстро изобразил такую схему:
                                [Встроенная картинка не переводится]Яков Платонович сказал, что рисунок правильный. И посоветовал остальным сделать такой же.
Но имейте ввиду, что это схема баркентины, небольшого судна. Здесь рангоут неполный. А мы строим фрегат, то есть судно с полным корабельным парусным вооружением, чтобы разобраться во всех его деталях. Там мачты посложнее, и реев побольше... Ну, начнем с мачты.

Мачта

Раз-два! весело сказал Атон. На ладони поплевали, столб сосновый обтесали.
Обтесали. И не один...
Три! Да?
Пятнадцать, голубчик! И это лишь для мачт. Вы же видите, что даже на баркентине мачты не целые, а из составных частей.
Конечно, на маленьких судах встречаются мачты из одного ствола (или трубы). Это однодеревные мачты или попросту "однодеревки". Но на крупных морских парусниках мачты составные. Во-первых, потому, что деревьев нужной длины не найти. А во-вторых, опасности меньше: в сильный шторм верхние части мачт можно убирать, чтобы уменьшить раскачку судна.
А такая составная мачта прочная? слегка опасливо спросила Ксеня.
Ее части скрепляются крепкими обоймами. Посмотрите на модель. Видите, верхняя составная часть мачты примыкает к нижней, как штык к ружейному стволу.
Все сказали, что видят, а дотошный Слава сделал рисунок:
                                                                       [Встроенная картинка не переводится]Яков Платонович поднял узловатый палец и торжественно произнес:
А теперь переходим к очень важному вопросу: рассматриваем все части полной корабельной мачты. Если вы их будете знать, легко запомните названия всех парусов и многих снастей такелажа. А то некоторые сухопутные граждане смотрят на схему парусного корабля и пытаются без всякого порядка выучить сотни терминов. Даже не догадываются, что все эти слова строго зависят друг от друга и укладываются в четкую систему... Итак, начали.
                                                                 [Встроенная картинка не переводится]Полная мачта состоит из пяти составных частей.
Нижняя самая прочная, толстая и длинная называется КОЛОННА МАЧТЫ. Или просто мачт а .
Раз-два, с помощью лебедок и блоков вставили колонну мачты в корпус фрегата.
К мачте обычно спереди крепится ее вторая часть СТЕНЬГА. Как это выглядит, вы уже нарисовали. Наложили два ствола друг на друга, свинтили обоймами. И вот стеньга возвышается над мачтой. Она потоньше и полегче мачты. Все части, чем выше, тем заметнее уменьшаются в размерах. Тяжесть должна оставаться внизу, чтобы корабль не перевернулся...
К стеньге так же крепим третью часть. Это БРАМ-СТЕНЬГА. Слово "брам" в рангоуте и в парусах всегда означает "третий". А "бом-брам" означает "четвертый". Значит, следующая часть будет называться...
БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА! крикнул Вася, чтобы опередить Славу. Здесь ведь не школа, можно не поднимать руку.
Верно. Нетрудно догадаться... Но вы ни за что не угадаете название пятой части.
Наверно "бим-бом-брам-стеньга"... неуверенно предположил Антошка.
Никаких "бим" на судне не бывает. А пятая часть мачты называется ТРЮМ-СТЕНЬГА.
Почему?! изумилась Ксеня.-Ведь трюм это в глубине корпуса, у самого днища!
Наверно, потому, что трюм далеко внизу, а трюм-стеньга далеко вверху, предположил Слава.
Возможно, что и так. По крайней мере, теперь вы это хорошо запомните. А сейчас возьмите карандаши. Рисунок мачты с ее частями совершенно необходим. И Яков Платонович, шагнув к доске, взял мел.
Несколько минут все дружно дышали над рисунками. Вася помогал Антошке. Кот Василиса забрался Васе на плечо и внимательно смотрел на схему зелеными глазами. Видимо, запоминал.
Только Синтаксис вел себя легкомысленно: продолжал точить когти о ножку стола.
Ты несерьезное сухопутное существо, сказал Яков Платонович. Ну-ка, брысь!
Синтаксис обиделся и ушел на кухню. Там что-то звякнуло.
Ах ты негодник! раздался голос Ксениной бабушки. Я ведь тебя совсем недавно кормила!
Василиса вздохнул на Васином плече. Он не одобрял поведения своего приятеля.
Синтаксис вернулся, сел перед доской с рисунком.
Видимо, он решил исправиться, пожалела Синьку Ксеня.
Вернемся к нашим мачтам, сказал Яков Платонович. Обратите внимание, что они стоят слегка наклонно. Это придает судну особенно изящный вид. А еще это для того, чтобы верхние части не смещали вперед центр тяжести.
Надо сказать, что даже на океанских парусниках мачты не всегда бывают полными. Трюм-стеньги ставятся довольно редко. Встречаются мачты и без бом-брам-стеньги. А бывает, что две составные части делаются из одного "дерева" и разделяются только на словах. Как говорится, теоретически.
Но у нас-то будет все полностью? спросил Вася.
Да. Мы же строим фрегат, где все корабельные детали. Подробно. Поэтому никаких пробелов... На сегодня занятия окончены, господа гардемарины.
У-у! Почему так мало? огорчился Вася.
Ничуть не мало. Дома повторите названия всех частей. Если не будете знать, скоро запутаетесь...

Синтаксис, кажется, так и не исправился. Когда Вася уже засыпал, а Василиса мурлыкал у него на одеяле, с улицы донеслось громкое (совсем не мелодичное) Синькино мяуканье.
Ну, Ксеня тебе задаст, бродяга! Вася поднялся. И Василиса вскочил. Зелеными глазами посмотрел на Васю многозначительно.
"Опять сон!" обрадованно догадался Вася. И тут же, одетый, оказался на улице.
Конечно, это был новый волшебный сон. Корабельный гном Мотя соскучился и ждал друзей. Ксеня, Антон и Слава были здесь же. Сон получился общий.
Вместе они двинулись по старинному ночному городу и скоро оказались на причале.
Корабль по-прежнему темнел у пристани. Но теперь четко видно было, как в звездное небо поднимаются над ним высоченные мачты.
Модест Мокроступович ждал гостей у трапа.
Как ваше здоровье? вежливо спросил Слава.
Благодарю вас. Немного болит поясница, но я уже привык, это возрастное. Гораздо хуже одиночество. Поэтому я очень рад вам... Дело в том, что Яков Платонович днем не захотел утомлять вас разными подробностями. И я решил, что самое время провести с вами небольшую экскурсию. По правде говоря, Яков Платонович сам посоветовал мне это...
Какой хороший у меня дедушка! похвасталась Ксеня.
Замечательный! У нас с ним нечто вроде волшебной радиосвязи, так что не удивляйтесь... Хотите начать нашу экскурсию с загадки?
Хотим!
Тогда как по-вашему, какая связь между рангоутом и ослом?
Наверное, такая, шагнул вперед Антон. Кто не выучит все части мачты, тот осел... Я уже выучил.
Гм... Корабельный гном Мотя заскреб бороду. Я совершенно не имел ввиду такую постановку вопроса. Я о названии деталей... Помните, Яков Платонович говорил вам про крепкие обоймы, которыми соединяются части составной мачты?
Все, конечно, помнили. Даже коты.
У этих обойм особое название: ЭЗЕЛЬГОФТ. Странное, да? Сейчас объясню. "Эзель" по-голландски "осел". "Хоофт" голова. Но, как мне объяснял один знакомый корабельный мастер (тоже из Голландии), в данном случае это слово надо понимать иначе "хомут, надеваемый на голову". Смотрите... И светящимся пальцем гном вывел в воздухе рисунок:
                                                     [Встроенная картинка не переводится]Похоже на старинный деревянный хомут для парной упряжки, не правда ли?
Вася пожал плечами. Ослиных упряжек он никогда не видел. А дотошный Слава Воробьев спросил:
А что же, у одного осла шея круглая, а у другого квадратная?
Нет, шеи одинаковые. А вот верхняя часть мачты делается квадратной, чтобы эзельгофт со стеньгой не вертелся. А у стеньги, в свою очередь, верхний конец тоже квадратный. И у брам-стеньги. И так далее... Кстати, помните, как называется верхний срез у мачты?
ТОП! поспешил ответить Антон. Так же, как у шпангоута.
Молодец, Антоша... Топ есть и у колонны мачты, и у стеньги, и у каждой из составных частей. Каждый топ закрывается какой-нибудь заглушкой. Иначе древесина будет впитывать влагу. А если рангоут железный, в трубу нальется дождевая вода. Представляете, какая получится тяжесть!.. А на верхушке самой верхней стеньги крепится КЛОТИК. Это такой приплюснутый деревянный шарик. То есть это снизу кажется, что небольшой шарик, а вообще-то это крупная вещица. В нем делаются отверстия для шнуров, на которых поднимаются флаги и сигналы. Вот!
И появился новый рисунок.
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Быстрый переход по разделам сайта
                                                        [Встроенная картинка не переводится]Вася Лис вскинул голову.
Жаль, что нельзя разглядеть клотики и эзельгофты на мачтах, темно...
Это дело поправимое! В руке у Моти вспыхнул фонарь, и широкий луч побежал вверх по мачте. Но... скоро уперся в полукруглую площадку из балок и досок. Ох, я не сообразил, что марс мешает!
Какой Марс? Планета? удивился первоклассник Антон.
Вася фыркнул.
Нет-нет! Я имею в виду МАРСОВУЮ ПЛОЩАДКУ. Иногда ее называют просто МАРС. Эта площадка ставится на мачтах там, где мачта соединяется со стеньгой. На месте нижнего эзельгофта.
Она для впередсмотрящих матросов, со знанием дела пояснила внучка боцмана Перышкина.
Она для разных целей, сказал Мотя. И для матросов, и для того, чтобы растягивать по сторонам некоторые снасти... А знаете, откуда такое название?
Потому что она близко к Марсу и к другим планетам! догадливо сообщил Антон. И все развеселились.
Вовсе не потому. Есть площадки и повыше... У древних римлян был бог войны Марс. И у нас в России со времени Петра Первого, который весьма увлекался античными мифами, повелось все военное называть именем Марса. В Санкт-Петербурге есть, например, Марсово поле, там раньше проводились военные парады... А на площадках, о которых мы говорим, на старинных кораблях размещались во время боя стрелки. А иногда ставились даже легкие орудия. То есть это были "военные площадки". Теперь марсы свою боевую роль потеряли, но название приклеилось к ним навеки.
Довольно сложное сооружение задрав голову, заметил Слава.
Ну, не такое уж сложное. Две продольные балки и две поперечные образуют решетку. На них сделан настил из досок. В нем по сторонам два люка, чтобы матросы могли выбираться на площадку. У люков, кстати, забавное название: "собачьи дыры". Может быть, потому, что лазать в такие люки считалось "собачьей работой". Жизнь-то у матросов в прежние времена была нелегкая...
Должен сказать, что это марс старинной конструкции. На современных парусниках площадки выглядят легче и изящнее. Но у здешнего марса особенно хорошо заметна его конструкция.
Обратите внимание на продольные балки. Их название лонга-салинги. А поперечные балки именуются иначе краспицы. Запомните: "лонга-салинг"мужского рода, "краспица" женского.
Ребята кивали и снова запрокидывали головы, смотрели на марс. Слава мысленно прикидывал рисунок, который сделает дома: марсовая площадка, вид снизу.
                                                     [Встроенная картинка не переводится]Но это не единственная площадка на большой мачте, предупредил Мотя. На следующем стыке, где стеньга соединяется... с чем?
С брам-стеньгой! хором сказали четверо приятелей.
Да-да! Так вот, именно там, тоже на месте нижнего эзельгофта, есть еще одна площадка. Но она легонькая, без настила. Просто рама из лонга-салингов и краспиц. Оно и понятно нельзя большую тяжесть поднимать на высоту... Эта рама САЛИНГ. Отойдем сторону, тогда салинг будет хорошо виден. Вот...
                                                     [Встроенная картинка не переводится]Видите треугольные подпорки, на которых лежат лонга-салинги. Они похожи на кницы, но называются чиксы.
А выше салинга бывает площадка? дотошно поинтересовался Слава.
Иногда бывает еще БОМ-САЛИНГ. Но его уже никак не назовешь площадкой. Это просто особая обойма с рожками для отвода в сторону некоторых снастей. Ставится бом-салинг там, где брам-стеньга соединяется с бом-брам-стеньгой.
А теперь несколько слов о мачтовых площадках на небольших судах.
Иногда там вместо тяжелого марса ставят сразу легкий салинг. А на яхтах делают на мачтах лишь тонкие перекладинки краспицы.
Но на нашем "Звенящем" все будет полностью, ревниво заметил Вася.
Конечно, конечно... А теперь спустимся в трюм.
Зачем? испуганно сказала Ксеня. Ей не очень-то хотелось в сумрачную глубину.
У мачты ведь есть не только верхний конец, но и нижний, пояснил Мотя. Надо познакомиться и с ним. Мачта уходит вниз через верхнюю и все промежуточные палубы, почти до самого днища.
По узким скрипучим трапам все спустились внутрь корпуса. Глубоко-глубоко. Мотя светил фонарем. Коты опасливо шли сзади, видимо, опасались крыс. Но было пусто, лишь могучие тимберсы и стрингера выступали из тьмы. Толстая колонна мачты, проткнув все палубы, упиралась в широкий кильсон. Ее основание окружали стенки плотного, сделанного из балок гнезда.
Это гнездо, в которое вставляется мачта, называется СТЕПС, разъяснил Мотя. Немного похоже на слово "ступать". Мачта ступает в степс.
Все согласились, что слова похожи. А коты обнюхали могучий степс со всех сторон. Видимо, проверили: прочный ли?
Верхний конец у мачты называется топ, напомнил Мотя. А кто знает, как называется нижний?
Может быть, "нижний топ"? осторожно предположил Антон.
Нет! Называется он ШПОР. Похоже на слово "шпора", только мужского рода.
Шпор втыкается в степс, догадался Слава.
Правильно. Так же, как шпора втыкается в бок лошади. Хотя это сравнение мне не очень нравится, потому что жаль лошадь...
То "ступает", то "втыкается", капризно заметила Ксеня.
Зато все эти слова легко запомнить, сказал Вася. А можно вопрос? Как называется отверстие в палубе, через которое мачта уходит вверх?
Мотя заскреб бороду.
Ох... это, пожалуй, одно из самых трудных слов в корабельных названиях. Его не с чем сравнить. Надо просто запомнить: ПЯРТНЕРС.
Действительно, язык сломаешь, пробормотал Слава и несколько раз повторил слово шепотом.
Пяртнерс не просто отверстие в палубе, объяснил Мотя. Спереди и сзади оно сжато бимсами, а по бокам палубными стрингерами. И, кроме того, укреплено специальной деревянной "подушкой". Иначе мачта, покачиваясь, расшатает палубу.
Разве мачты внизу, у палубы, качаются? удивилась Ксеня.
Чуть-чуть, но качаются... Может быть, вам приходилось отдыхать в лесу под высокой прямой сосной? Вспомните, у подножья ствол кажется неподвижным, но когда привалишься к нему спиной, чувствуется еле заметное шевеление...
Да, я помню! обрадовался Вася.
А что еще вы собираетесь нам рассказать? спросил Слава.
На сегодня хватит. Давайте только повторим, как устроена мачта.
Мотя начал рисовать в воздухе, а все весело повторяли знакомые корабельные термины:
Степс! Шпор! Пяртнерс!.. Колонна мачты!.. Марс!..
Чертеж получился длиннющий ростом со Славу Воробьева.
                                                [Встроенная картинка не переводится]Вот это да! почесывая затылок, сказал Вася. Пока не знаешь, думаешь, что мачта совсем простая вещь: обтесал бревно, воткнул в палубу и готово. А здесь вон какое... сооружение.
Да, согласился Мотя. Но теперь с устройством этого "сооружения" вы знакомы. Осталось только запомнить, как все мачты называются. Ведь на корабле у каждой мачты свое имя...
Ну, это просто! воскликнула Ксеня. Это мы и раньше слышали. Передняя называется ФОК-МАЧТА...
Средняя ГРОТ-МАЧТА! поспешил Вася.
А задняя БИЗАНЬ-МАЧТА, похвастался своими знаниями и Антон. Это во многих книжках написано.
"Грот" обозначает "большой", вставил образованный Слава. Ведь средняя мачта на корабле обычно самая высокая.
Чаще всего так, согласился гном Мотя. Хотя случается, что все мачты делают одинаковой длины...
Слава продолжал:
Но мне непонятно вот что: названий три, а мачт бывает больше. Я видел на рисунках корабли и с четырьмя мачтами, и с пятью...
Модест Мокроступович кивал:
Верно, верно... Справедливое замечание. В этом случае дело обстоит так: передняя мачта всегда фок-мачта. Задняя всегда бизань-мачта (или просто "бизань"). А те, что стоят между ними, называются начиная спереди: первая грот-мачта, вторая грот-мачта, третья грот-мачта и так далее. Иногда для краткости говорят "первый грот", "второй грот", "третий грот". Не надо только путать с парусами, у которых могут быть такие же названия.
Порой, конечно, с этими гротами морякам приходится трудновато: не сразу разберешься, где какой. Около ста лет назад в Америке стали строить шестимачтовые шхуны. Выходит, что на них по четыре грот-мачты... А на единственной в мире семимачтовой шхуне "Томас У.Лаусон" терпение у моряков лопнуло. И они договорились называть мачты по дням недели...
Вот это да! обрадовался первоклассник Антон. Понедельник-мачта, вторник-мачта...
Немного не так. У американцев неделя начинается с воскресенья... Впрочем, шхуна с такими мачтами была исключением. Вернемся к нормальным названиям. Надо ведь разобраться и в том, как именуются составные части разных мачт. Думаю, Яков Платонович не обидится, что я вместо него затрону этот вопрос.
Нисколько не обидится! заверила Ксеня. Вы же друзья.
Да... Ну вот, смотрите. У каждой мачты свое имя. Каждая состоит из пяти частей. И если, например, боцман говорит: "А ну-ка друзья, проверьте, в порядке ли эзельгофты на трюм-стеньге", матросы могут запутаться: на какой из трех? Поэтому каждая составная часть имеет приставку из названия своей мачты.
Ну, это просто! воскликнул Вася.
Да... но есть некоторые сложности. Слушайте...
Проще всего с грот-мачтой. Там все ясно: "колонна грот-мачты", потом "грот-стеньга", "грот-брам-стеньга"...
Над ней "грот-бом-брам-стеньга"! поспешил опередить Вася Славу, который уже открыл рот.
А выше всех "грот-трюм-стеньга"! победно закончил Антон.
Но Слава все-таки вставил слово:
Наверно, есть названия и у площадок?
Конечно. "Грот-марс", "грот-салинг". И "грот-бом-салинг", хотя это уже и не площадка... Короче говоря, тут вопросов нет. А вот с фок-мачтой посложнее.
Там все, что выше колонны мачты, имеет приставку не "фок", а "фор". То есть "передний". "Фор-стеньга", "фор-марс", "фор-брам-стеньга" и так далее.
"Фок" и "фор" похожие слова, сказала Ксеня. А различие запомнить нетрудно.
Но не забывайте: "фор" это на стеньге и выше. А на колонне мачты "фок".
Все уверили Модеста Мокроступовича, что не перепутают.
А сложнее всего с бизань-мачтой. Казалось бы, чего мудрить? Называй все части с приставкой "бизань" и никаких хлопот. Но у моряков сложилась иная традиия. Колонна задней мачты "бизань", а все, что над ней с приставкой "крюйс".
Непонятное слово! сердито сказал Антон.
Откуда оно взялось? придирчиво спросил Вася.
Честно говоря, я не знаю, вздохнул гном Мотя.
Может быть, это в честь адмирала Крюйса? предположил начитанный Слава. Я читал, что такой адмирал служил в российском флоте при Петре Первом.
Может быть, неуверенно отозвался Мотя. Хотя едва ли... Но если помнить об этом адмирале, то слово "крюйс" вы не забудете.
Да здравствует адмирал! воскликнул Вася. Значит, на задней мачте у нас что? Колонна это "бизань". А дальше "крюйс-марс", "крюйс-стеньга"... И так до самой верхушки, да?
Мотя согласился. И стал чертить в воздухе большую схему с надписями.
                           [Встроенная картинка не переводится]Когда рисунок был окончен, Мотя довольно потер ладони.
Пожалуй, это следовало бы нарисовать в ваших тетрадках.
А я и так запомню, заявил Вася.
Тут нет ничего сложного, сказала Ксеня.
Гном опять кивнул, щелкнул пальцами, и все мигом оказались на палубе. Над морем занимался рассвет.
Пора домой, вздохнула Ксеня. Ой, а где же Синька?
Кот Василиса встревоженно терся о Васины джинсы и смотрел вверх.
Мя-а... жалобно донеслось сверху.
Синька! ахнула Ксеня. Вот хулиган! Забрался на самый клотик, а слезать боится. Он всегда так: залезет куда-нибудь наверх, а потом орет снимайте!
Модест Мокроступович покачал вязаным колпачком и направил из фонаря вверх тонкий луч. По этому лучу перепуганный Синтаксис съехал вниз как по скользкому канату.
                                        [Встроенная картинка не переводится]Негодник, сказала Ксеня.
Синька виновато прижал уши. Василиса, чтобы утешить приятеля, лизнул ему загривок.
Хорошо, что это во сне, а то бы я тебе всыпала, с облегчением сказала Ксеня. Ой, мальчики! Нам пора просыпаться.
Слава Воробьев торопливо проговорил:
Простите, но у меня еще один вопрос насчет мачты. Не может ли случиться, что между колонной мачты и п... пярт-нерсом появится щель, и в нее будет попадать вода?
Может, согласился Мотя. Чтобы вода туда не сочилась, на мачту у палубы надевается трубчатый чехол из брезента. Нижним краем он закрывает щель. И называется БРЮКАНЕЦ.
Это не от слова "брюки"? хихикнула Ксеня. Он ведь похож на штанину.
Похож...
Придется мальчишкам обрезать свои джинсы, рассудила Ксеня. Для брюканцев на нашем"Звенящем". Иначе где мы их добудем на необитаемом острове?
Ну и пожалуйста, пожал плечами Вася. Остров же в тропических водах, там круглый год можно в шортах...
Ничего не получится, заметил Слава. Мачты слишком толстые. Пидется где-то добывать материал. Тем более, что все равно он нужен для парусов.
Вася задумался: где же брать парусину? И с этой мыслью проснулся от весеннего солнца, которое било в окно.

Подвижный рангоут

Днем Яков Платонович с удовольствием прослушал рассказ о волшебно-учебном сне.
Молодец Мокроступыч. Не разучился еще колдовать. И корабельное дело помнит... Ну, раз вы столько всего ночью узнали, перейдем к подвижному рангоуту.

Мы помчимся с громким гиком
К реям, гафелям и гикам!

вдруг сочинил Антон Штукин. У него неожиданно прорезались поэтические способности.
Яков Платонович довольно растопырил усы.
Молодец. Действительно, подвижный рангоут это реи, гафели и гики. Начнем с реев. Вы уже знаете так называют поперечины на мачтах. Они для парусов. На нашем фрегате на каждой мачте реев будет пять.
Антон охнул:
И у каждого тоже свое название?
Да. Ничего сложного. Вы в них разберетесь, так же, как разобрались в стеньгах... Но сначала о том, как устроены реи.
Это очень большие рангоутные детали. Например, на российском четырехмачтовом барке "Крузенштерн" нижние реи на обеих грот-мачтах длиною почти тридцать метров. Представляете? Если поставить торчком, то это высота десятиэтажного дома. А толщина у такого рея как у большущей железной бочки.
Если вы посмотрите на фотоснимок парусного судна, или вот сюда, на модель "Меридиана," то увидите: в середине рей толще, чем на концах. У него, как говорят, форма веретена. Это сделано для прочности.
Посмотрите еще. Рей прикреплен к мачте особым приспособлением. Это БЕЙФУТ.
Бейфуты бывают самых разных форм и конструкций. Но задача у них одна: это такие вертлюги или шарниры, с помощью которых можно поворачивать реи в самые разные положения. Вместе с парусами или без них.
                                          [Встроенная картинка не переводится]А что это за трос, который тянется под реем на тонких подвесках? спросил Слава и приготовился рисовать.
Это ПЕРТ. Матросы упираются в него, когда работают с парусами. Встают на перт подошвами, ложатся на рей животом и грудью и тянут или распускают парусину. Раньше это была опасная работа. В наше время все матросы, оказавшись на высоте, пристегиваются к рею страховочными поясами...
Теперь посмотрите на закругленные концы реев. Называется такой конец НОК. Короткое слово, легко запоминается.
Может быть, читали в книжках про пиратов, как грозный капитан кричит пленникам: "Если не скажете, где золото, всех повешу на нока-рее!" Это не совсем правильное выражение. Следует говорить "на ноке рея"...
Это совсем неправильное выражение!" возмутилась Ксеня. Вешать пленников вообще нельзя! Ни на ноке и нигде...
Верно, верно. Однако это ведь не я, а пираты...
                                  [Встроенная картинка не переводится]Теперь еще несколько слов о ноке. Этим же коротким термином называется конец и у гика, и у гафеля. Тот, который далеко от мачты. А тот, что упирается в мачту, носит название ПЯТКА.
Ну, это понятно, почему, заметил Вася. Пятка всегда для того, чтобы упираться. А на пятках есть бейфуты? Ведь гик и гафель тоже должны поворачиваться вокруг мачты!
Разумеется есть... А иногда на пятках делают так называемые усы. Вот, на модели они есть.
Похоже на бабушкин ухват, сказала Ксеня.
Все согласились, что похоже. Но концы "усов" были соединены тросиком с надетыми на него деревянными шариками. Ребята догадались, что шарики для того, чтобы тросик не терся о мачту. Яков Платонович сказал, что это ракс-клоты.
"Клот" или "клотик" значит "шарик", это вы знаете. А с раксами мы еще познакомимся. Так называются петли и крючки на парусах, которые скользят по тросу.
                                        [Встроенная картинка не переводится]Ну, а теперь приступим к названиям реев, решил Яков Платонович. Для этого надо, чтобы вы вспомнили, как называются стеньги и все, что есть на мачте.
Мы помним! заверил Антон.
Тогда поехали... Яков Платонович нарисовал на доске мачту из пяти частей, с марсом и салингом. Потом изобразил на ней пять реев. На каждой составной части мачты ставится по одному рею...
А я видел снимки, где реев на корабле гораздо больше, вмешался Слава. Шесть или семь.
Бывает и так. Мы об этом поговорим позже, когда речь пойдет о разрезных парусах. А пока мы разбираем типичную схему. Мы ведь договорились, что на "Звенящем" все будет по строгим правилам.
Извините, смутился Слава.
Ничего, ничего. Пытливость ума качество замечательное. Но не будем спешить...
Когда речь идет об отдельной мачте, рей, что снизу, так и называется нижний рей. А второй...
"Рей на стеньге"! нетерпеливо сунулся Антон.
Он действительно на стеньге. Но называется марса-рей... Кто скажет, почему?
Потому что он над марсовой площадкой! догадался Вася.
А третий рей, который над салингом, "салинг-рей"? спросил Слава.
Нет. Там уже все проще: на брам-стеньге брам-рей. На бом-брам-стеньге бом-брам-рей. На трюм-стеньге...
Трюм-рей! дружно сказала четверка юных моряков.
Молодцы. Я же говорил: если знать составные части мачты, другие названия напрашиваются сами собой надеваются, как бусины на нитку...
Как ракс-клоты на тросик у пятки гика! вспомнила Ксеня.
                                                    [Встроенная картинка не переводится]Яков Платонович одобрительно глянул на внучку и продолжал:
С отдельной мачтой мы справились. Но ведь названия реев зависят и от того, какая это мачта. Так же, как названия стеньг.
Ну, это просто, храбро заявил Вася. Там наверняка такие же приставки: "фор...", "грот...", "крюйс..."
Да, это легко сообразить. Надо только запомнить кое-что о нижних реях.
Напоминаю: про нижний рей на фок-мачте не говорит "фор-рей". "Фор" это начиная со стеньги и марса. А то, что на колонне мачты "фок..."
Значит, фок-рей"! обрадовался Антон.
Да. Но принято говорить "фока-рей"... Сложнее всего опять с бизань-мачтой. Казалось бы, само собой напрашивается: "бизань-рей". Но в данном случае, в названии рея, слово "бизань" видоизменилось и превратилось в "бегин". Таким образом нижний рей на бизань-мачте бегин-рей.
Запомнить нетрудно, сказал Слава. Но, может быть, все-таки нарисовать корабль с реями и подписать название каждого?
Хорошо. Только у меня пальцы разболелись, рисуй сам.
Слава послушался. Он умело изобразил корпус судна и мачты с полным набором стеньг. И начал вычерчивать реи. А Яков Платонович потребовал:
Ну-ка, друзья, по очереди называйте, какой рей чертит Слава. Начиная с первой мачты, снизу... Ксеня!
Подумаешь, сказала Ксеня. Фока-рей... Фор-марса-рей... Фор-брам-рей... Фор-бом-брам-рей... Фор-трюм-рей! Ура!
Антону досталась грот-мачта. Он справился легко:
Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей... Правильно?
Молодец. Теперь Вася. Бизань-мачта...
Самый нижний это бегин-рей... Потом крюйс-марса-рей. Крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей. Все!
А на доске возникла вот такая схема:
                       [Встроенная картинка не переводится]Замечательно, одобрил Яков Платонович. И хорошо, что ты не забыл нарисовать на бизань-мачте гафель и гик. Они обязательно стоят там на каждом большом судне.
Вот теперь самое время поговорить о гиках и гафелях.
Когда на корабле их всего по одному, в названиях не запутаешься. Но бывают суда без реев, с косыми парусами. Или реи только на первой мачте, как у нашей модели. Зато хватает там гиков и гафелей... Впрочем, с ними все просто. Они всегда расположены на колоннах мачт и названия их напрашиваются сами собой... Слава, нарисуй-ка судно с тремя мачтами, каждая из которых состоит только из колонны и стеньги... Так. И гафели с гиками изобрази тоже... Прекрасно. А теперь поименуем их...
И на доске появилось вот что:
                             [Встроенная картинка не переводится]Значит, на бизань-мачте гик называется"бизань-гик"? уточнил Антошка. А гафель "бизань-гафель"? А не "бегин...."?
Нет. Приставка "бегин" только у рея. Запомните это.
На нашем "Звенящем" только они и будут, верно? вставил свое слово Вася. Бизань-гафель, и бизань-гик?
Правильно. Они необходимы для косого паруса, который обязательно устанавливается на больших кораблях, если даже все главные паруса на реях. Этот гафельный парус помогает кораблю при маневрировании.
Вася помог Антошке дорисовать схему и спросил:
Теперь мы разобрались с рангоутом полностью? С неподвижным и с подвижным?
Нет, голубчик. Ты забыл про бушприт. Он ведь тоже относится к рангоуту. К неподвижному, кстати...

Бушприт

А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! сказала Ксеня.
Даже у "простого бревна" необходимо знать названия частей... Задний конец бушприта называется шпор, как у мачты. Передний нок, как у гика, гафеля или рея.
Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (битенгами), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется ватер-вулинг.
Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, удивился Слава. Почему же "ватер..."?
Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется водорезом. К нему-то и крепится ватервулинг... Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе...
Видите, сколько всего связано даже с "простым бревном". Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим полный фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу бушпритными эзельгофтами.
Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕГАРЬ. А продолжение утлегаря  БОМ-УТЛЕГАРЬ.
Логичнее было бы "брам-утлегарь", заметил Слава.
Может быть. Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".

Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!
Как хорошо по ним побегать!

сочинил Антон Штукин.
Иногда матросам приходится там и пробежаться, согласился Яков Платонович. Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.
Но ведь под бушпритом натягивают сетку! воскликнула Ксеня. Вот, на модели "Меридиана"...
Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.
Какими отростками? удивился Антон.
Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА-РЕЙ. "Блинд" в переводе на русский язык означает "слепой". В прошлые века к блинда-рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна... Помогать-то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда-рея, ставят два отростка БЛИНДА-ГАФЕЛЯ.
А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда-рей или блинда-гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему "мартин", я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем...
Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

Сошлись вода и небо в шумном споре,
И океан бурлил в кипеньи диком.
И наш корабль вперед летел над морем,
Распарывая гребни мартин-гиком...

Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.
А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, сказал Яков Платонович. Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай...
Так они и сделали...
                                           [Встроенная картинка не переводится]Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, сказал Вася.
Да, согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галионов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом-утлегаря ставили дополнительную мачту с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась бушпритная мачта.
А позади бизани на таких кораблях стояла иногда еще одна мачта тоже маленькая, вспомогательная. Бонавентур-мачта. "Бонавентура" на некоторых языках значит "счастливая судьба". Наверно, моряки считали, что эта мачта сделает управление кораблем более удачным.
На "Звенящем" эти мачты тоже будут? спросил Вася.
Нет. Наш фрегат современное судно. А о старинном рангоуте я упомянул так, для справки...
Теперь позвольте поздравить вас с окончанием сегодняшних занятий. И с тем, что завтра у нас новая большая тема.
Такелаж? обрадовалась Ксеня.
Совершенно верно...
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Тик-Мастер.ру
Быстрый переход по разделам сайта
Такелаж

Юному коту Снтаксису влетело от бабушки Натальи Степановны. Она хлопнула Синьку газетой и заперла в чулан. Там он обиженно вопил, что не виноват.
А как же не виноват, если стащил у Натальи Степановны клубок тонкого шнура для плетения "макрамэ"! Катал, катал и все перепутал.
Потом Синьку простили по просьбе ребят и кота Василисы. Синька вышел из чулана, сердито дергая хвостом и топорща усы. А Яков Платонович сказал:
Вот так же иногда путаются в такелаже бестолковые и ленивые курсанты-практиканты. Недаром иногда боцман кричит им: "Тяни веревку, которую знаешь! Не трогай, которую не знаешь!" Вот так-то, господа гардемарины... Чтобы не запутаться, как наш дорогой Синтаксис, такелаж надо знать. И стоячий, и бегучий.
Начнем со стоячего, да? догадался Вася.
Да. Рассаживайтесь, смотрите и слушайте.

Стоячий такелаж

Так называются туго натянутые тросы. Чаще всего стальные, а раньше делали их из растительных волокон из пеньки, сизаля и так далее. На больших судах эти тросы очень толстые, чуть ли не в руку. Могучие такие растяжки. Без этих растяжек мачты и бушприт вмиг расшатались бы и рухнули.
Самые главные снасти стоячего такелажа ВАНТЫ. Они идут от топа мачты к бортам. И называются соответственно: "фок-ванты", "грот-ванты", "бизань-ванты". Бывают ванты и у стеньг. Они тянутся от верхушки стеньги к марсовой площадке. На фор-стеньге ф о р стень ванты, на грот-стеньге грот стень ванты,на крюйс стеньге...
Крюйс стень ванты!
Молодцы. Есть и брам-стень-ванты, которые идут к салингам. И бом-брам-стень-ванты, идущие к бом-салингам. Туда же обычно тянутся и трюм-стень-ванты... Наверно, все перечислять не надо, а? Если боцман вам крикнет: "Пошел на грот-брам-стень-ванты!" вы сообразите, где это?
Сообразим, вздохнул Антон. Только высота какая...
Ничего, привыкнете, если хотите стать настоящими моряками.
Меня, наверно, в моряки не возьмут, печально сказал Слава. С очками-то.
Не горюй! Если не возьмут в штурманы, ты можешь стать корабельным инженером, который ходит в испытательные плавания. Или судовым врачом. Или ученым, который изучает морские глубины...
А я могу сделаться корабельным радистом заявила Ксеня. Но радисты на ванты не лазят..
Пусть не лазят, а знать все равно полезно, возразил Яков Платонович. Что будет, если, скажем, радисту надо передать аварийный сигнал о поломках рангоута и разрывах такелажа, а он крюйс-стень-ванты не может отличить от мартин-гика... Ну, мы отвлеклись. Вернемся к стоячему такелажу. Итак, ванты...
Они похожи на веревочные лесенки, заметил Антон, глядя на модель баркентины "Меридиан".
Похожи. К натянутым тросам привязываются деревянные или веревочные ступеньки. Они называются выбленки. По ним удобно забираться на площадки и реи. Но не надо думать, что главная задача вант служить лестницами. На некоторых судах, где нет необходимости лазать вверх, ванты бывают и без выбленок. Их главная цель крепко держать мачты.
Для этого ванты натягивают. Или, как говорится, набивают. С помощью особых приспособлений. Это талрепы.
Слово "талреп" состоит из двух слов.
Слышали про "тали"? Это приспособление из блоков, чтобы увеличивать силу натяжения. С помощью талей, например, поднимают тяжести.
Наш папа в гараже поднимал талями "Москвич" для ремонта, заявил Антон. Это несколько блоков и длинный крепкий шнур.
Да-да! А на корабельном языке шнур часто называется р е п. Например, "буйреп" тонкий трос для постановки на якорь плавучего буйка. "Минреп" тот, что держит на якоре плавучую мину. И так далее. А "талреп" устройство со шнуром для набивки стоячего такелажа. Впрочем, сейчас не всегда со шнуром...
Взгляните на модель. Внизу у вант заметны утолщения с колечками. Это винтовые талрепы. Их ставят на современных судах. Шнура там нет, но название осталось. Трубка (а точнее, длинная муфта) имеет внутри себя винтовую резьбу. Когда ее вращают, она стягивает в себе два болта с головками-кольцами, к которым прикреплены снасти...
Как на растяжках турника в спортивном зале! вспомнил Вася.
Да, похоже... Но винтовые талрепы стали применяться лишь во второй половине девятнадцатого века. В русском флоте их, по-моему, впервые поставили на фрегате "Паллада", о котором есть книга знаменитого писателя Гончарова. А до той поры (да и потом тоже) применялись талперы с юферсами.
Это что за штука? удивился Антон.
Сейчас покажу... Яков Платонович достал большой рисунок с трехмачтовым фрегатом. Смотрите, по бортам, в нижней части вант двойные ряды кружочков. Это и есть юферсы специальные деревянные блоки. Только они не вертятся.
В каждом юферсе три отверстия. У каждого талпера два юферса верхний и нижний. К верхнему прикрепляется в а н т а. К нижнему короткая оттяжка. Запомните ее название вант путенс.
Оттяжка для припутывания вант, вставил Антон.
Можно сказать и так. Для запоминания... А потом сквозь отверстия юферсов продергивается и натягивается реп. Юферсы сближаются, ванты делаются тугими. На одном конце репа, чтобы он не проскакивал в отверстие, делается утолщение. Другой конец за который тянут после окончания работы прочно крепится вокруг ванты.
По-моему, это следует нарисовать покрупнее, предложил Слава.
                                                                 [Встроенная картинка не переводится]Хорошо. Иди к доске, поможешь мне.
И получился большой, во всю доску, рисунок.
Вся эта система и называется "талреп", сообщил Яков Платонович. Но иногда талрепом называют и сам шнур (реп), который стягивает юферсы... Кстати, на маленьких яхтах и шлюпках талперы делаются совсем простыми: на ванте кольцо, на вант-путенсе кольцо, а между ними пропускается шнур. Такой талреп называется веревочный.
Помню, как однажды курсанты в честь праздника Нептуна устроили на палубе баркентины концерт самодеятельности. Там было выступление пиратов, они плясали и пели:

Мы ужасны, мы свирепы,
Каждый страшен и суров.
Наши нервы как талрепы
Из капроновых шнуров!

Сухопутный слушатель ничего бы не понял: какие нервы? А на судне эту песню оценили.
Антоша опять завистливо вздохнул.
Яков Платонович продолжал:
Сейчас талрепы нижней своей частью вант-путенсами крепятся обычно прямо к бортам. Но раньше на парусниках снаружи, на уровне палубы, ставили неширокие длинные площадки чтобы ванты расходились пошире и за счет этого держали мачты покрепче.
Такая площадка называется РУСЛЕНЬ. Вот, они видны на рисунке.
Помните, Мотя однажды вспоминал рассказ Александра Грина "Пролив бурь". Кончается он морской песенкой:

С детства клипер, и шхуна, и строгий фрегат
На волне колыхали меня;
Я родня океану он старший мой брат,
А игрушки мои русленя!..

Неплохо сказано, по-моему, хотя "игрушки" были, конечно, крупноваты.
На русленях иногда закрепляли поднятые якоря. Там же собирались абордажные команды, готовясь к нападению на чужой корабль. Там же... Яков Платонович посмотрел на Синтаксиса, любили греться корабельные коты. Но это были дисциплинированные коты, которые никогда не безобразничали и не запутывали концы бегучего такелажа...
Синтаксис всем своим видом показал, что он самый дисциплинированный кот на свете. Или, по крайней мере, на Озерной улице. Василиса, на всякий случай, тоже...
Однако продолжим разговор о креплении вант... Вант-путенсы огибали снаружи русленя и под ними крепились к борту. Получались специальные оттяжки похожие на короткие, идущие вниз, ванты. У них есть особое название ПУТЕНС-ВАНТЫ. То есть такие ванты, которые снизу натягивают путенсы... Слава, хотя все это видно на рисунке с фрегатом, но давай изобразим покрупнее. Помоги...
И вот какой получился рисунок.
                                                  [Встроенная картинка не переводится]Есть путенс-ванты и выше, у стень-вант, продолжал Яков Платонович. Они идут вниз от марсовой площадки. Кстати, в наше время, когда русленей на парусниках уже нет, только эти оттяжки и принято называть путенс-вантами... Вы не запутались во всех этих "путенсах"? На всякий случай сделаем еще рисуночек. Слава! Я буду намечать, а ты обводи своей твердой рукой...
                                    [Встроенная картинка не переводится]Как ванты крепятся внизу, это ясно, сказал Слава. А вверху?
Вверху они специальными петлями огонами надеваются на мачты и зацепляются за треугольные выступы, похожие на кницы. Это ЧИКСЫ.
Так же крепятся и другие снасти стоячего такелажа: БАКШТАГИ, ФОРДУНЫ и ШТАГИ.
Бакштаги снасти, похожие на ванты, но уже без выбленок. Идут они не просто вбок от мачты, а с некоторым отклонением назад.
Фордуны тоже держат мачты с боков и сзади. Они уходят назад еще дальше бакштагов, потому что тянутся от самых верхних частей мачты.
Впрочем, некоторые моряки считают, что между бакштагами и фордунами больших различий нет. О том, что это одно и то же, писал в своей "Маленькой морской энциклопедии" знаменитый парусный капитан Дмитрий Афанасьевич Лухманов. А уж ему-то можно верить.
Набиваются эти снасти стоячего такелажа, как и ванты, с помощью талрепов. Но тогда талрепы внизу крепятся уже не к вант-путенсам, а к бакштаг-путенсам и фордун-путенсам. А талрепы штагов к штаг-путенсам.
До сих пор мы говорили о стоячем такелаже, который идет к бортам. Но есть тросы, про которые принято говорить, что они стоят "в диаметральной плоскости судна". Проще выражаясь, тянутся от мачты строго вперед. От фок-мачты к форштевню или бушприту. От других прямо к палубе или к той мачте, которая впереди.
Штагов много. Иногда они протягиваются от каждой мачты и всех ее составных частей. Значит, на нашем "Звенящем" их будет полтора десятка мы ведь хотим иметь все снасти полностью.
У каждого штага свое имя. Мы их все перечислять не будем. Мачты и стеньги вы знаете, а названия снастей такелажа зависят от них.
Может быть все-таки зарисовать всю схему стоячего такелажа? неуверенно спросил Слава.
Зачем? Схема рангоута у вас есть, а в такелаже вы должны разбираться и без подробных рисунков... Например, если вы услышите от строгого боцмана: "Почему слабо натянут крюйс-брам-стень-штаг?" разве не сообразите, о чем идет речь?
Это трос, который идет вперед и вниз от крюйс-брам-стеньги! отчеканил Вася.
От третьей составной части задней мачты, разъяснила Ксеня, поскольку больше ей ничего не осталось.
Вот видите! Вы разбираетесь... А чтобы не перепутать ванты со штагами и бакштагами, достаточно небольшого рисунка одномачтовой яхты. Я его сделал заранее, и на нем все наглядно... Яков Платонович достал с полки и развернул ватманский лист.
                                    [Встроенная картинка не переводится]Понятно, что такое ахтерштаг? спросил он, когда ребята старательно разглядывали схему.
Конечно! наперебой закричал дружный экипаж. Это штаг, который идет не вперед, а назад. "Ахтер" это ведь значит "задний"!..
Слушайте дальше. Иногда штаги, которые идут от самых-самых верхушек, называют топ-штаги.
Потому что от самых топов! воскликнул Вася.
Вы прекрасно все понимаете, похвалил боцман Перышкин. будем считать, что мы на нашем фрегате поставили и набили весь стоячий такелаж.
А русленя на "Звенящем" есть? спросил Антон.
Да. Пусть будут. Для пущей красоты и наглядности.
Мы будем на них загорать, сообщила Ксеня, когда отправимся в плавание.
Можно и позагорать в спокойную погоду. Но часто это делать не придется, работы на паруснике много. Особенно с бегучим такелажем. А на сегодня отбой. Команде отдыхать...

Ночью друзей опять пригласил на свой волшебный корабль гном Модест Мокроступович. Теперь мачты на корабле оказались опутаны густой сетью стоячего такелажа вантами, бакштагами, фордунами. Тонкие штаги косо тянулись над палубой и бушпритом. Ярко светили луна, и корабельная оснастка напоминала чащу в высоком еловом лесу. Но Вася Лис, Ксеня, Антон и Слава, запрокинув головы, тыкали вверх пальцами и безошибочно называли снасти.
Фор-бом-брам-стень-штаг...
Грот-стень-ванты...
Крюйс-стень-бакштаг...
Потом они полазили по русленям и погладили выточенные из крепкого дуба юферсы. Каждый был размером с небольшую круглую диванную подушку.
Синтаксис и Василиса лазали по вантам, хотя ребята и гном покрикивали на них. На фоне лунного неба коты казались черными.
Когда пришло время проснуться, все выбрались с корабля на причал.
Завтра Яков Платонович будет рассказывать про бегучий такелаж, похвастался Антон.
Знаю, знаю... Но должен заметить, что в рассказе о стоячем такелаже он кое-что упустил, заметил Мотя. Может быть, не хотел переутомлять вас.
Что же это он упустил? слегка обиделась за деда Ксеня.
Он не сказал вам, что стоячий такелаж есть не только у мачт, но и у бушприта. Смотрите сами...
Могучий бушприт со всеми своими частями утлегарем, бом-утлегарем, блинда-реем и мартин-гиком чернел высоко над пристанью. Он, как и мачты, весь был в тугих тросах.
Как они называются? требовательно сказал Вася.
Названий много. Может быть, нет смысла запоминать все сразу, потом познакомитесь постепенно. Но вот, например... трос, идущий от нока бом-утлегаря к мартин-гику мартин-штаг. От мартин-гика к форштевню ундер-ватер-штаг. Потому что "ундер" или "унтер" означает "нижний". Цепь, которая тянется вдоль всего бушприта к форштевню ватер-штаг. А тросы, которые идут от бушприта к бортам ватер-бакштаги... Мотя рассказывал и водил лучом фонарика по бушпритному такелажу. Тросы и цепь светились, вырисовывая примерно такую картину. По крайней мере, именно этот рисунок сделал потом Слава в тетради.
                                [Встроенная картинка не переводится]Бегучий такелаж

Я очень люблю писателя Александра Грина, сказал юным друзьям на следующий день Яков Платонович. И сегодня вспомнил еще одну его морскую песенку. Из рассказа "Капитан Дюк".

Позвольте вам сказать, сказать,
Позвольте рассказать,
Как в бурю паруса вязать,
Как паруса вязать.
Позвольте вас на салинг взять,
Ах, вас на салинг взять,
И в руки мокрый шкот вам дать,
Вам шкотик мокрый дать...

Дело в том, друзья мои, что на парусном судне и в бурю, и в нормальную погоду матросам постоянно приходится иметь дело с "мокрыми шкотиками". Ну, пусть не всегда с мокрыми, но часто...
ШКОТ одна из самых важных снастей бегучего такелажа. С помощью шкотов на корабле управляют многими парусами.
Шкот обычно ввязывают в нижний угол паруса. Какой парус, такое у шкота и название: "стаксель-шкот", "кливер-шкот", "фор-брам-шкот" и так далее. Когда познакомимся с парусами, эти названия станут понятнее.
Иногда шкоты привязывают не прямо к парусу, а крепят на гике, к которому шнуруется нижняя кромка паруса. Такой шкот называется г и к а шкот. Разумеется тоже с приставкой из имени паруса.
У прямых парусов, которые ставятся на реях, шкоты служат не для управления, а для растяжки нижних углов они оттягивают углы к тому рею, который стоит ниже. А углы самого нижнего паруса к бортам.
А чтобы поворачивать реи (и тем самым ставить паруса в нужное положение), используют другие снасти бегучего такелажа БРАСЫ. Они крепятся к нокам реев, а потом через блоки идут вниз, где и попадают в мозолистые руки матросов.
Одну снасть обычно приходится тянуть нескольким человекам полотнища парусов и реи на корабле громадные.
Может быть, встречалось вам в морских книжках выражение "обрасопить реи"? Это как раз и значит повернуть реи в нужное положение с помощью брасов.
В названиях брасов, разумеется, тоже есть приставки от названий реев, к которым они прикреплены. Например, "левый фор-марса-брас", "правый крюйс-бом-брам-брас"... Без этого матросы сразу бы запутались: какую снасть тянуть?
Но чтобы управлять парусами и рангоутом, надо, чтобы они были поставлены как полагается. На стоянке косые паруса, гафели, а иногда и некоторые реи бывают опущены. Значит, их надо поднять. Для этого служат ФАЛЫ.
Фал снасть для подъема парусов, частей рангоута, а также флагов, сигналов и разных корабельных предметов. Сперва фал идет вверх, затем в нужном месте продергивается через блок и тянется вниз.
И, конечно, у всякого фала тоже свое наименование: "стаксельфал" (для паруса стакселя), "грот-брам-фал" (для грот-брам-рея), "флага-фал" и так далее. Множество названий...
Вы не забыли, почему бегучий такелаж называется именно бегучим?
Потому что он все время движется! заторопился Вася.
Да. В отличие от натянутого и неподвижного стоячего такелажа, бегучий то и дело в движении. Скользит в блоках. Блоков в бегучем такелаже множество, они облегчают усилия матросов, помогают проводить снасти в нужном направлении...
А снастей этих ох какое количество! Гитовы для подтягивания углов паруса к своему рею, когда этот парус убирают. Гордени для подтягивания середины паруса. Дирик фал для подъема нока гафеля. Гафель гардель для подъема его пятки по мачте... Сотни названий, сотни концов. Если все снасти бегучего такелажа одного судна вытянуть по земле в линию, шагать вдоль нее будешь несколько часов. Например на барке "Крузенштерн", где я одно время служил, длина бегучего такелажа около двадцати километров...
Воспитанный Слава Воробьев не удержался и присвистнул.
Ой, извините, смутился он. И добавил жалобно: Все эти снасти нам не запомнить до конца жизни.
Все и не надо, успокоил Яков Платонович. Когда попадете на настоящий парусный корабль, там постепенно разберетесь. Но основные снасти надо знать.
Давайте повторим.
ШКОТЫ для управления парусами или притягивания нижних углов паруса к рангоуту.
БРАСЫ для поворота реев.
ФАЛЫ для подъема парусов, деталей подвижного рангоута, флагов, сигналов и различных предметов.
И есть еще одна снасть, которую надо знать. Она служит для выравнивания реев и гиков, для поддержки их ноков в правильном положении: чтобы реи не перекашивались, а гик не падал концом на палубу, когда убран парус. Такая снасть называется ТОПЕНАНТ.
Помню, у нас на баркентине был праздник Нептуна, посвященный окончанию учебного плавания. Я о нем уже рассказывал. Курсанты сочинили пьесу, в которой царь Нептун устраивает практикантам строгий экзамен. И одного спрашивает: "Что такое топенант"? А этот морячок, притворяясь лодырем и неучем, бодро отвечает

Это звание такое
Как на суше "лейтенант".
Топенант сидит на топе
И всегда глядит вперед...

"Да они меня утопят! восклицает разгневанный владыка глубин. Нет уж, пусть наоборот!.." И хочет утащить всех двоечников в пучину. Еле удается его убедить, что это была шутка...
Ну а мы запомним:
ТОПЕНАНТ снасть для поддержания ноков подвижного рангоута.
А теперь не поленимся, сделаем рисунок с самыми главными снастями бегучего такелажа.
                                    [Встроенная картинка не переводится]А вот как это выглядит на косом парусе стакселе.
                                                    [Встроенная картинка не переводится]У каждой снасти бегучего такелажа есть два конца: коренной и ходовой. Коренной привязывается к парусу или рангоуту. А ходовой попадает в руки к матросам. С ними-то и работают. А когда работа кончена, ходовой конец крепят на специальном приспособлении. На небольших судах это УТКА.
                                                                  [Встроенная картинка не переводится]Правда, похоже на два утиных носа! обрадовалась Ксеня.
Похоже. Но бывают утки и других форм. Их делают из металла или крепкого дерева... А на крупных судах для крепления ходовых концов используют вот такие штуки... И Яков Платонович вытащил из-за кресла крепкую деревянную палку длиной в полметра, толщиной с руку и с большой фигурной рукоятью.
Вот так дубинка! воскликнул Антон и даже пошевелил плечами. А Синтаксис и Василиса на всякий случай ушли под диван.
Это не дубинка, засмеялся Яков Платонович. Эта штука называется КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ.
На внутренней стороне фальшборта, над палубой, тянутся вдоль всего судна крепкие брусья с отверстиями КОФЕЛЬ-ПЛАНКИ. В каждое отверстие вставляется кофель-нагель... Вы не забыли, что "нагель" это "штырь", "гвоздь"? .. А откуда пошло слово "кофель", я, по правде говоря, не знаю. Возможно, такие планки и нагели впервые стали применяться на старинных голландских судах кофах, с них пришло название...
Вот на эти-то кофель-нагели, вставленные в гнезда кофель-планок и наматываются ходовые концы бегучего такелажа. Говоря по-корабельному, задаются ."Восьмеркой".
                                                      [Встроенная картинка не переводится]Запомните: конец, после того, как "восьмерка" задана на кофель-нагеле, должен быть свободен. Некоторые хитроумные матросы любят закладывать его петлей, чтобы не разматывался. Делать этого нельзя. В самый неожиданный момент, когда снасть потребуется срочно о т д а т ь, петля может затянуться. Тут недалеко и до аварии.
И еще одно важное правило: во время работы никогда не наматывайте снасти на руку. Это соблазнительно намотанный на ладонь конец тянуть легче. Но сколько любителей такой "легкой жизни" стали инвалидами с раздавленными суставами или совсем без пальцев. Крепкий ветер как рванет парусину может и руки оборвать...
А однажды я был свидетелем совсем страшного случая. Две учебные баркентины наша и еще одна стояли на якоре у небольшого норвежского острова. С соседнего судна ушла шлюпка с курсантами, под командованием боцмана. Для парусных занятий. Скрылась за островом. Час проходит их нет. Два проходит нет... А ветер засвежел. Отправили другую шлюпку, с опытными моряками. Пошел и я. Приходим за остров и видим: шлюпка качается на волнах вверх килем...
Ни один курсант не спасся. И боцман тоже. Когда его нашли, поняли, в чем дело. Он во время поворота намотал на руку шкот. Парус перекинуло, рвануло, сбросить с руки шкот боцман не успел, шлюпку положило на борт и конец... Так обидно: опытный моряк был, много лет плавал и вот из-за одной ошибки погубил себя и еще несколько человек...
Все с минуту молчали. Яков Платонович повздыхал, подергал пегие усы. Потом посоветовал:
И вообще запомните: вовремя потравить снасть это очень важное дело.
Как это "потравить"? насупленно спросил Вася.
"Травить" на морском языке значит выпускать, освобождать снасть, сделать длиннее. А если подтянуть, говорят, что надо выбрать.
Путать эти две команды не следует. Если новичок-матрос начинает выбирать снасть, когда ее следует потравить, или наоборот, в штормовой обстановке это может кончиться ба-альшой неприятностью...
Четверо друзей заверили боцмана Перышкина, что путать команды не станут.
На этом закончились занятия по бегучему такелажу.
   
Контакты:
+79265639492
teakmaster@ya.ru
Skype TeakMaster

TeakMaster, Москва 2000-2010: Деревянная мозаика, Мозаика из дерева, Решетка дерево, Деревянная решетка, Двери из дерева, Деревянные двери в яхтенном стиле, Двери из тика и многое другое по индивидуальному заказу. Бассейн мозаика, Бассейн покрытия, Бассейн тик, Дизайн бассейна, Домашний бассейн, Пол бассейна, Пирсы и причалы могут изготовить наши специалисты. Ванны Джакузи, Ванны Jacuzzi, Доска тик, Паркет Тик, Тик дерево, Тиковое дерево, Палубная доска, Палубное покрытие TeakMaster, индивидуальная работа, высочайшее качество, разумные цены. Тюнинг катеров. Ванна в деревянном доме TeakMaster. Аксессуары для ванной комнаты, высокое качество! Деревянный пол в ванной от TeakMaster и столешница. Столешница ванна дерево. Тиковый пол в ванной комнате и Деревянная ванна из тика. Ландшафтный дизайн садового участка и тик. Садовые дорожки и тиковое дерево. Садовый паркет.